На Национальном правовом интернет-портале до 21 июня идет общественное обсуждение проекта, который может стать определяющим для делового климата страны на ближайшие годы. Речь идет о новой редакции Директивы Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Предыдущая версия документа, принятая в 2010 году, заложила основы либерализации, но сегодня, в условиях новой экономической реальности, требуется системное обновление. Разберем, какие стратегические изменения предлагаются и что они означают для малого и среднего бизнеса (МСБ).

Контекст: Зачем понадобилась новая Директива?

Действующая Директива №4 сыграла свою роль, дав старт многим позитивным изменениям. Однако за 14 лет экономика и правовая система претерпели значительные трансформации. Накопились барьеры, которые требуют не точечных правок, а комплексного, системного подхода.

Проект новой редакции — это результат работы большой межведомственной группы, которая постаралась аккумулировать основные «боли» бизнеса и предложить для них решения. Документ получился концептуальным, он задает вектор развития законодательства, который впоследствии должен быть детализирован в законах, указах и постановлениях.

Проанализируем четыре ключевых столпа, на которых строится предлагаемая реформа.

1. Радикальная дебюрократизация через цифровизацию.

Главный и, пожалуй, самый ожидаемый посыл проекта — тотальный переход на цифровое взаимодействие бизнеса и государства. В основе лежит реестровая модель государственного управления.

  • Что это такое? Это принцип, согласно которому наличие у субъекта хозяйствования определенного права (лицензии, разрешения, сертификата) или статуса подтверждается не бумажным документом, а записью в государственном электронном реестре.
  • Как это будет работать? Предпринимателю не нужно будет получать и хранить кипу бумаг. Для начала деятельности или подтверждения своего права достаточно будет внесения записи в соответствующий инфоресурс. Все госорганы будут обязаны самостоятельно проверять эту информацию через систему межведомственного взаимодействия, а не требовать справку у бизнеса.
  • Экспертная оценка: Это революционный шаг, способный высвободить колоссальный временной и финансовый ресурс для МСБ. Успех будет зависеть от скорости и качества создания единой цифровой экосистемы. Важно, чтобы на практике это не превратилось в «цифровой барьер», когда сбои в системе парализуют работу бизнеса. Проект также предусматривает цифровизацию приказного и исполнительного производств, что должно ускорить разрешение споров и взыскание долгов.

2. Снижение контрольного давления и гуманизация ответственности

Проект закрепляет фундаментальный принцип — презумпцию добросовестности субъекта хозяйствования.

  • Что это такое? Любые неясности и неустранимые сомнения в актах законодательства должны трактоваться в пользу бизнеса. Контролирующий орган должен доказывать вину, а не предприниматель — свою невиновность.
  • Практическое значение: Этот принцип, если он будет неукоснительно соблюдаться, должен изменить саму философию проверок — от карательной к профилактической. Это полностью коррелирует с недавним Указом №227, реформирующим контрольную деятельность.
  • Декриминализация: Предлагается пересмотреть пороги ущерба для квалификации экономических преступлений, в частности, по налоговым составам. Более того, вводится механизм отсрочки/рассрочки уплаты доначисленных сумм при освобождении от уголовной ответственности.
  • Экспертная оценка: Это одна из самых важных новелл для бизнеса. Возможность исправить ошибку, уплатив налоги и пени без возбуждения уголовного дела, — это мощный стимул к добровольному устранению нарушений и снижению страха перед ведением бизнеса. Это реальный шанс для оступившегося предпринимателя сохранить компанию и рабочие места.

3. Равные условия и доступ к ресурсам

Третий блок направлен на устранение барьеров в доступе к ключевым для развития ресурсам: финансам, госзакупкам и земле.

  • Финансы: Предлагается расширить линейку банковских продуктов для МСП, особенно для производственных и инновационных проектов. Важнейшая новелла — законодательное ограничение максимального размера залогового дисконта, применяемого банками.
  • Госзакупки и земля: Ставится задача по дальнейшему упрощению доступа МСП к государственным закупкам и закупкам госкомпаний, а также по упрощению процедур выделения участков для расширения производства.
  • Экспертная оценка: Ограничение залогового дисконта — очень конкретная и действенная мера. Сегодня банки часто оценивают залог с дисконтом в 50% и более, что искусственно занижает кредитные возможности бизнеса. Установление «потолка» сделает кредиты доступнее. Расширение доступа к госзакупкам — это гарантированный рынок сбыта, который может стать драйвером роста для многих малых и средних компаний.

4. Новые институты и реальный диалог

Директива предлагает легализовать и стимулировать новые формы организации бизнеса и взаимодействия с государством.

  • Семейное предпринимательство и саморегулируемые организации: Предлагается законодательно закрепить статус семейного бизнеса и определить правовые основы для саморегулируемых организаций (СРО), которым в перспективе могут быть переданы отдельные функции госрегулирования.
  • Оценка регулирующего воздействия (ОРВ): Проект настаивает на обязательном проведении ОРВ для всех проектов нормативных актов, затрагивающих бизнес. Отчет об ОРВ должен стать неотъемлемой частью любого такого проекта.
  • Экспертная оценка: Легализация семейного бизнеса давно назрела и даст правовую защиту тысячам малых предприятий. Развитие СРО — мировой тренд, который позволяет сделать регулирование более гибким и профессиональным. Но главный инструмент здесь — ОРВ. Если этот механизм заработает не формально, а по существу, бизнес получит реальный рычаг влияния на законодательство еще на стадии его разработки, что позволит отсекать заведомо вредные и избыточные нормы.

Выводы: Между декларацией и реальностью

Проект новой редакции Директивы №4 — это, без преувеличения, заявка на новую экономическую политику в отношении частного сектора. Документ выглядит прогрессивно, комплексно и отвечает на большинство запросов бизнеса.

Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях и, что еще важнее, — в правоприменении. Многие из этих идей уже звучали ранее. Успех «перезагрузки» будет зависеть от того, насколько последовательно и неукоснительно эти стратегические установки будут воплощаться в конкретных нормативных актах и, главное, в ежедневной практике работы чиновников на местах.

Что делать бизнесу прямо сейчас?

До 21 июня у каждого предпринимателя, юриста, бухгалтера есть уникальная возможность принять участие в обсуждении на Правовом форуме Беларуси. Это тот случай, когда молчание — не золото. Чем больше конструктивных и аргументированных предложений поступит от делового сообщества, тем выше шанс, что финальная версия документа станет не просто декларацией о намерениях, а реально работающей дорожной картой для развития бизнеса в Беларуси.