Ликвидация предприятия – сложный процесс, который требует тщательной подготовки. Ошибки на этапе подготовки документов могут замедлить процедуру и привести к дополнительным затратам.

Команда «Партнёр-Консультант» подготовила полный чек-лист, который поможет вам организовать ликвидацию предприятия максимально эффективно.

Шаг 1: Отбор документов

Перед началом ликвидации необходимо провести ревизию всех документов организации. Проверьте наличие следующих групп документов:

  • учредительные документы – необходимы для осуществления ликвидатором своих полномочий (переоформления счетов, продажи недвижимого имущества и др.), основные документы: устав с изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации.
  • документы по личному составу – подлежат передаче на хранение в государственные архивные учреждения, соберите все кадровые документы за последние 55 лет: документы по начислению заработной платы, приказы по личному составу, документы по аттестации рабочих мест и др. Отсутствие таких документов может повлечь наступление административной или уголовной ответственности;
  • документы временного (до 10 лет) срока хранения – запрашиваются налоговым органом при проведении внеплановой проверки при ликвидации. Включают в себя: финансовую отчетность, договоры, накладные и иную первичную документацию.

Недостающие документы по каждой из групп подлежат восстановлению (в случае утери), иные документы – уничтожению в порядке, установленном законодательством.

Шаг 2: Инвентаризация активов

Проведение инвентаризации позволяет определить текущее состояние активов компании. На этом этапе важно:

  • составить таблицу с указанием: наименования актива, его инвентарного номера и количества, местонахождения и стоимости по сведениям бухгалтерского учета;
  • выявить и списать отсутствующее и полностью изношенное имущество;
  • обнаружить невозможную к взысканию дебиторскую задолженность;
  • получить справки от компетентных органов (например, из ГАИ и Национального кадастрового агентства) о зарегистрированном имуществе.

Шаг 3: Составление перечня кредиторов

Для уведомления кредиторов о начале ликвидации подготовьте список с указанием их почтовых адресов. Форма адреса: индекс, область, населенный пункт, улица, дом, квартира (при наличии).

Подготовьте отдельный подробный список всех кредиторов компании для ликвидатора с указанием: наименования кредитора, УНП кредитора, суммы задолженности, основания возникновения задолженности.

Практический совет. До начала ликвидации рекомендуем:

  • провести взаимозачеты с контрагентами (после начала ликвидации это станет невозможным);
  • погасить мелкие задолженности (суммы до 5 BYN), которые экономически нецелесообразно администрировать в процессе ликвидации;
  • подготовить конверты для последующей рассылки уведомлений кредиторам.

Шаг 4: Приведение в порядок бухгалтерского учета

Прежде чем инициировать процедуру ликвидации, убедитесь, что бухгалтерский учет компании в порядке. Выполните следующие действия:

  • проведите все последние первичные документы в системе электронного учета;
  • исправьте ошибочно введенные данные;
  • отразите результаты инвентаризации активов;
  • подготовьте бухгалтерскую отчетность на дату принятия решения о ликвидации.

Также советуем оптимизировать банковские счета: закрыть неиспользуемые и выбрать банк с наиболее выгодными условиями обслуживания.

Шаг 5: Урегулирование отношений с работниками

Ликвидация компании неизбежно сопровождается увольнением сотрудников.

Запланируйте порядок увольнения сотрудников:

  • определите перечень сотрудников, необходимых для завершения ликвидации (обычно это бухгалтер, материально-ответственные лица);
  • заблаговременно уведомите персонал о предстоящей ликвидации;
  • составьте график увольнения сотрудников с учетом финансовых возможностей организации.

По нашему опыту, предварительное уведомление работников о планируемой ликвидации позволяет:

  • увеличить число увольнений по соглашению сторон;
  • организовать перевод сотрудников в другие компании;
  • минимизировать репутационные риски.

Шаг 6: Юридическое оформление ликвидации

Когда подготовительный этап завершен, можно официально начать процесс ликвидации.

Для этого необходимо:

  • принять решение о ликвидации на общем собрании участников или акционеров;
  • назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию.
  • подать заявление о ликвидации в местный исполнительный комитет и уплатить государственную пошлину.

Как мы можем помочь?

Команда «Партнёр-Консультант» готова взять на себя все этапы подготовки и проведения ликвидации вашего бизнеса. Мы предлагаем:

  • Услуги по подготовке к ликвидации организации.
  • Консультации по налоговым и бухгалтерским вопросам.
  • Сопровождение на всех этапах ликвидации.

Скачайте интерактивную HTML-версию или базовую PDF-версию чек-листа по ликвидации и получите бесплатную консультацию от наших специалистов.